По мере развития новых технологий интернет-мошенники становятся все более и более находчивыми, а граждане России каждый год лишаются сотен миллионов рублей. Аналитики подсчитали, что из-за мошенничества в интернете только лишь за 2016 год наши соотечественники потеряли со своих банковских счетов порядка 650 млн. рублей, а потери в 2017 году могут достигнуть планки в 750 млн. рублей.

Как объясняют в Банке России, главная задача всякого мошенника заключается в том, чтобы при помощи простого человеческого доверия заставить обычного гражданина делать то, чего в другой ситуации он бы делать не стал.

Кибер-мошенники часто пользуются социальной инженерией — преступники  прибирают к рукам чужие средства благодаря отточенному умению манипулировать людьми

В 2017 году целевая аудитория кибер-мошенников — люди в возрасте до 40 лет. Люди, зачастую, слишком доверчивы к интернет-технологиям, но в принципах работы разбираются далеко не все.

Интернет-мошенники выманивают данные

Виды мошенничества меняются с каждым годом, поэтому рекомендуем держать руку на пульсе и интересоваться самостоятельно тем, какие новые приемы появились в арсенале мошенников.

Например, еще несколько лет назад очень популярными были примитивные смс-сообщения, а пострадавшими становились, по большей части, люди средних лет. Однако сегодня в использование вошли методы более ухищренные. Самыми распространёнными на сегодняшний день способами мошенничества эксперты считают выманивание у граждан информации об их банковской карте/счете, либо заражение компьютера вирусами с целью хищения персональных данных.

Один из распространенных сегодня способов — поиск потенциальных жертв среди продавцов на Avito или прочих досках объявлений. Выдавая себя за покупателей, мошенники с легкостью выманивают банковские реквизиты продавца, а также одноразовые коды подтверждения операции из приходящих жертве сообщений — якобы  для того, чтобы оплатить товар переводом на карту. Либо же, наоборот, мошенники могут сами представиться продавцами каких-либо товаров/услуг и, получив от жертвы деньги на банковскую карту, конечно же, исчезают.

Еще один вид мошенничества в социальной инженерии — вам на телефон приходит  уведомление о заморозке банковской карты с просьбой перезвонить по указанному в сообщении номеру. Затем оператор ненавязчиво вытягивает из вас информацию о платежных реквизитах и данные вашего паспорта или просит совершить действия в банкомате с вашей картой, в результате которых вы своими руками переводите злоумышленникам деньги.

Мошенничество в интернете. Как не стать жертвой киберпреступников?

В некоторых случаях мошенники звонят жертве, выдавая себя за банковского сотрудника. Они сообщают о намерении отменить сомнительные операции, которые прямо сейчас проводятся по счету клиента. Таким способом преступники выведывают одноразовые пароли из СМС и данные по счету/карте клиента.

Вредоносные рассылки

Другой вид мошенничества в интернете — содержащие вредоносные коды электронные письма. Люди такие письма, как правило, открывают из любопытства. Рассылка писем может быть осуществлена от имени абсолютно любого учреждения: телеком-операторы, банки и прочие компании, с которыми вы, как и любой другой гражданин РФ, когда-то могли пересекаться.

Вы открываете документ в письме или переходите по ссылке, скачивая на свой смартфон или компьютер вредоносное программное обеспечение

Страдают от рук кибер-мошенников и финансовые организации. К примеру, злоумышленники нередко предпринимают попытки захвата контроля над банковскими компьютерами, что открывает дорогу для совершения хищений на огромные суммы.

Для этой цели мошенники высылают банкам вредоносные рассылки, отправителем в которых может быть указан, например, орган исполнительной власти. В заголовке такой рассылки — официальный запрос, информация о изменении законодательства, взимание штрафа или задолженности и т.д.

Как бороться с мошенничеством

Как не стать жертвой кибер-мошенников? Рекомендуем запомнить несколько простых правил, которые позволят существенно снизить риски.

Никому и никогда не давайте полученные по СМС кодовое слово или пароль, даже в случае, если вам звонит человек и представляется банковским работником. Не давайте никому информацию, благодаря которой можно списать средства — например, номер карточки и CVC-код (находится на задней стороне любой карты).

На обороте любой карты всегда написан номер контактного центра. Позвоните туда, если сомневаетесь что что-то не в порядке

Перед тем как переводить деньги при просьбах помочь с лечением и прочих обращениях в социальных сетях, удостоверьтесь, что вы действительно разговариваете с этим человеком.

Будьте внимательны, покупая товар в интернете у незнакомых людей. Вы почти наверняка столкнетесь с мошенничеством, если у вас попросили предоплату. Оплачивать услуги через электронный кошелек или банковскую карточку продавца — рискованно, так как потом вы не сможете доказать, что производили оплату за несуществующие услуги или товар.

Помните, что вы подвергаете огромной опасности свои личные данные, открывая письма от неизвестных отправителей со ссылками и вложениями. Даже если это извещения о неуплате налогов или о задолженности по банковскому кредиту. Такие сообщения могут содержать в себе вирус или являться попыткой похитить личные данные. Если вы столкнулись с подобной ситуацией, нужно немедленно позвонить по официальному телефону в учреждение и узнать, точно ли имеется проблема.

Чтобы обезопасить себя от вредоносных рассылок, нужно быть начеку и использовать простые правила  — пользоваться антивирусами, не открывать непроверенные сайты и быть внимательным к email и SMS-сообщениям.

Если же преступники все-таки сумели украсть деньги с вашей карты, вы имеете право попытаться возместить ущерб. Для этого необходимо как можно быстрее обратиться в банк с заявлением. В статье № 9 закона «О национальной платежной системе» детально описывается схема возмещения утраченных средств. Банк обязуется возвратить деньги или аргументировать причины своего отказа.

Читайте также: Новые виды мошенничества: как защитить себя и близких?

Источник

Спасибо за интерес к нашей публикации!